Большое интервью создателя «Игры престолов» Джорджа Мартина

Ежегодно известный на весь мир писатель Джордж Мартин, будучи автором цикла книг «Песнь Льда и Пламени», посещает WorldCon – конвент, на котором собираются самые яркие личности занимающиеся научной-фантастикой. В этом году он проходил в Финляндии и после его завершения на пути обратно домой, лауреат премий «Хьюго» и «Небьюла», а также тот без кого в свет не вышел бы сериал «Игра престолов», что ныне считается одним из самых популярных и масштабных, заглянул в Санкт-Петербург. Уже многие годы организаторы всеми силами пытались завлечь Мартина, одного из лучших фэнтези творцов современности в Россию, чтобы дать возможность фанатам задать их любимому писателю терзающие их вопросы. Благо Джордж всегда охотно общается с теми, кто уповает на его работы и с радостью отвечает, а также раздает автографы.

Однако чтобы не мучить писателя организаторами действа изначально были предусмотрены темы, на которые наложили табу. В их число вошли упоминания о том, насколько сильно продвинулась работа над «Ветрами зимы», чего Мартин очень не любит. Также присутствующих попросили не обсуждать и не упоминать недавно вышедшие в свет эпизоды седьмого сезона, ведь писатель их еще не смотрел и для него это будет спойлерами. Кроме этого исключили и бессмертные вопросы в духе – «Зачем было убивать Неда Старка?», и другие сродни этому. Общаясь с фанатами, Джордж поведал о влиянии религии в «Игре престолов», о том кого символизируют белые ходоки, и углубился в разбор вечного противостояния между добром и злом.

Что самое странное вызывало у Вас вдохновение и к чему это привело?

Я наверняка никогда не знаю, что именно побуждает меня писать и вызывает это неподдельное желание. Возможно это какой-то отрывок из кино просмотренный накануне или интересная книга, порою настрой писать появляется после общения с некоторыми людьми или после поездок в другие страны. Это все накапливается эмоциями, а после всплывает в моем подсознании, подталкивая к работе.

Что касается цикла «Песнь Льда и Пламени», то тогда все началось очень спонтанно. В 1991 году я серьезно взялся за «Авалон» и работа шла как никогда хорошо. За день удавалось отписывать более десятка страниц, но в один момент с ничего у меня в голове всплыл образ маленького мальчика, который наблюдает за тем, как его отец отсекает голову другому человеку. А после я представил большую семью, которая находит по пути домой маленьких щенков лютоволка и все это сопровождалось очень настойчивым желанием тут же это все описать на бумаге. Таким образом, возник Бран и Нед Старк, и глобально началась работа над целой новой вселенной, уже тогда я понимал, что с «Авалоном» это не объединить, но не догадывался, что новая история поглотит меня на целых 13 лет.

Странно другое, что некоторые забывают о том, что до «Песни Льда и Пламени» я значился писателем уже более как 20 лет и зачатки к написанию данного цикла проявлялись и ранее. Меня вдохновляли художественные описания войны Алой и Белой розы, а также сердце долгое время было предрасположено к творению Тэда Уильямса под названием «Трон из костей дракона». Но в частности эта сцена с Браном и его отцом возникла буквально из ниоткуда, поэтому сложно объяснить, что именно вдохновило меня не ее написание.

Вы значитесь одним из самых кровавых писателей, потому что регулярно убиваете тех персонажей, которые начинают нравиться читателю. Что Вас подталкивает на это?

Я всегда оценивал книги с читательской позиции. В подростковый период и молодые годы ко мне в руки часто попадали книги, которые откровенно было неинтересно читать. То есть ты берешься за первую главу произведения, и тебе сразу становится понятно, где ключевой герой, а кто выступает злодеем, но самое главное это то, что ты уже сразу знаешь, что главный герой доживет до конца. После этого насколько бы накаленной не была ситуация в произведении в голове при этом только одна остужающая мысль – он все равно выживет. Такие книги для экономии времени можно читать очень просто – сначала первую главу, а после сразу концовку.

Поэтому всю свою жизнь я пытался избегать такого в собственном творчестве. Если изначально дать понять читателю, что сюжет может повернуть в любую сторону, и от смерти незащищены даже ведущие персонажи, то это взбудоражит его, вызовет интерес к книге. Всегда когда я берусь за какую-то сцену, то пытаюсь наполнить ее эмоция до упора. Если это большое пиршество, то должен проснуться голод, если это жаркая постельная сцена, то должно как минимум появиться желание принять участие в чем-то подобном. А годы накопленного опыта показали, что единственное позволяющее всегда держать читателя в напряжении – это смерть, причем самая изощренная, дикая и жестокая и лучше конечно для большего произведения или цикла, чтобы она была не одна. Ведь только таким образом автор дает понять, что не собирается мелочиться и ходить вокруг да около.

Случались ли моменты, когда у Вас возникало желание как-то изменить сюжетную линию какого-то героя уже после того как она была написана?

В книжном варианте нет, ничего подобного, но впервые что-то похожее случилось со мной на съемочной площадке «Игры престолов». Я активно посещал съемки на этапе создания первых двух сезонов и, конечно же, знакомился с актерами. Многие из них были очень вежливы, и нам интересно было общаться, но становилось неловко, когда после рукопожатия с человеком вспоминаешь о том, что через несколько эпизодов его ждет смерть и виною этому ты. Их же по сути увольняли из-за того, что я в книге не щадил никого, но если рассматривать именно историю, то нет, я ни о чем не жалею.

Выход «Ветров зимы» все ближе и интерес фанатов изрядно повышается, а также возрастает давление из-за седьмого сезона сериала. Как вы боритесь со всем этим?