Не так давно всем известный Netflix обошел в рейтинге Disney, превратившись в самую крупную корпорацию в медиапространстве. Такой успех требует анализа, поэтому предлагаем ознакомиться с тем, откуда проросли корни.
Самые интересные вопросы о сервисе №1. Онлайн-сервис Netflix создан в 97-м году. На тот момент бизнес-моделью компании была рассылка DVD-дисков в прокат. Такой сервис уже полноценно работал 98-м, а уже начиная с 1999-го Рид Хастингс и Марк Рэндольф реализовали принцип подписки. Их клиенты делали небольшой взнос, после чего могли делать заказ на какое угодно количество фильмов. Впервые, как новый игрок на стриминговой арене, Netflix появился в 2007-м году. В тот момент Netflix превзошел каналы HBO и AMC, сделав выкуп прав на постановку перезапуска британского шоу “Карточный домик”. На кресле продюсера тогда сидел Дэвид Финчер. Тогда это давало понять всем вокруг, что стриминговая компания настроена играть серьезно. Во-первых, об этом говорила сумма в 100 миллионов долларов, которую Netflix собирался вложить в создание двух глав. Во-вторых, этот проект служил прямым заявлением о том, что компания не собирается заниматься только показом разных проектов, а будет при этом делать свои. Как можем наблюдать, такой подход оправдал себя. Об этом говорит недавнее заявление Netflix о намерении потратить 8 миллиардов долларов на производство контента в 2018-м году. Ранее телевидение в Америке уже становилось объектом существенной трансформации. Так, в 80-е годы на пороге оказалось кабельное телевидение, а телеканал FOX прекратил гегемонию “Трех гигантов” (ABC, CBS, NBS). Но Netflix изменил ТВ в другом ключе. Он не собирался становиться еще одним HBO или же NBC. У компании было стремление изменить подход к просмотру телевидения в целом. Когда Netflix проходил через период расширения на новые страны, его долги составляли порядка 6-ти миллиардов долларов. И некоторые аналитики ставили под сомнение эффективность бизнес-модели “подписки”. Тем не менее, Уолл-стрит считал вектор развития компании верным. Июнь этого года стал месяцем, когда общая рыночная стоимость корпорации Netflix превысила 150 миллиардов долларов. Это позволило переступить рубеж Disney, и оставить позади конкурента. В чем же отличие Netflix от остальных каналов? Когда мы говорим об отличиях модели обозреваемой компании, то здесь в первую очередь нужно отметить “заказ сразу целого сезона”. Зачастую компании тратят деньги на производство пилотных эпизодов, львиная доля которых уже не дойдут до зрителя. Однако Netflix запускает работу сразу над всем сериалом. Из-за подобоного подхода у поклонников есть желанная возможность посмотреть все шоу “за раз”, не дожидаясь следующего эпизода неделю. Netflix решил не продавать права на показ собственных шоу в остальных странах, а заняться расширением своего сервиса по всей планете, дабы шоу становилось доступно зрителю и в Америке, и в Австрии, и в Японии. Также была изменена оценка предпочтений зрителей. У Netflix на платформе появились “блоки по вкусам”, созданные из точных расчетов интересов зрителей. Корпорация занимается сбором и анализом предпочтений подписчиков, что превращается в “рекомендации для каждого”. Так Netflix смог построить успешную модель в сфере предпочтений зрителя. Сегодня Netflix заключает договоры с самыми известными шоураннерами для съемок будущих сериалов. Среди них недавно оказались Райан Мерфи, Чак Лорри, а также Шонда Раймс. Хорошие чеки выписываются на производство стендапов и свежих ток-шоу. Что делают остальные? Существует мнение, что стремление Disney купить все телешоу от 20th Century Fox - это ответные действия на головокружительный рост Netflix. Также ходят слухи о том, что совещания на большинстве крупных каналов стартуют с фразы: “Что будем делать с Netflix?”. Какой-либо серьезный и достойный ответ пока смог дать только Disney, который собирается с 2019-го сделать релиз своей стриминговой платформы. Удивительно, что другие игроки на рынке не могут или не хотят понять простой подход Netflix. Отметить стоит Facebook и Amazon, которые уже давно “уловили фишку”. В тот момент, когда стриминговая компания добавляет новый контент, к ней приходят новые подписчики, а старые смотрят еще больше проектов. В процессе просмотра аудиторией разных фильмов, Netflix анализирует их вкусы и привычки, чтобы эти знания использовать в будущих шоу. Таким образом круг замыкается: чем больше проектов (контента) - тем больше просмотров и подписчиков; чем больше подписчиков - тем больше прибыль, а чем больше прибыль - тем, опять-таки, больше проектов. На сегодняшний день этот метод идеально работает на компанию. Когда свет только увидел “Карточный домик”, платформа имела 33 миллиона подписчиков. На сегодня эта цифра выросла до 125 миллионов. Прогнозы говорят, что число вырастет до 200 миллионов уже через полтора года. Каким образом создаются проекты в Netflix? Отличается компания также и подходом в создании шоу. Главный принцип - децентрализация полномочий. Да, у Netflix есть должность директора по контенту, которую сейчас занимает Тед Сарандос, но он не единолично “решает судьбу сериалов”: какое шоу запускать, а какое нет. Под руководством Синди Холланда - вице-президента по оригинальному контенту, есть еще целых две ступеньки менеджеров, которые имеют полномочия самостоятельно решать, каким проектам давать добро на съемки. Вышеупомянутые руководители сумели так организовать систему выпуска контента, которая позволяет Netflix производить столько же материала, сколько делает 10-15 наполовину независимых компаний. Просто конечный продукт выставляется на показ от имени Netflix. По словам Сарандоса, руководители отделов, которые ответственны за разные жанры контента, могут запускать шоу, даже если сам директор по контенту против. Примером эффективности такой системы стал случай с запуском сериала “Что случилось, мисс Симон?” о том, как живет известная артистка - Нина Симон. Тед был против этого проекта, поскольку обходился он сервису дорого, а спрос на сам жанр документального кино в музыкальном формате не сильно большой. Однако вице-президент по документальным шоу - Лиза Нишимура считала иначе, регулярно посещая начальника, чтобы отстоять сериал. Как итог - событие в киноиндустрии, номинация на “Оскар”, крайне теплый прием критиков, а вот Сарандос согласился, что был неправ. К слову, к той же опере относится и “Американский вандал”, полюбившийся многим. Сарандос скептически относился к нему, однако команда проекта продолжала работать, и сейчас уже снимается вторая глава. Действия Netflix за рубежом? Корпорация имеет специальный отдел закупок, который отвечает за присутствие у сервиса иностранных сериалов. К примеру, у BBC был куплены права на показ “Шерлока”. Однако останавливаться на показе зарубежных сериалов - не подход Netflix. Компания производит зарубежные проекты, для чего снова-таки существует специальный отдел. Стоит отметить, что много шоу, произведенных в Штатах, находят свою аудиторию и в других странах. Например, “13 причин почему” имеет равное количество американских и индийских зрителей. Однако чтобы регулярно радовать зарубежных подписчиков, Netflix нуждается в сериалах, снятых в других странах, с персонажами, знакомыми местному населению. Хорошим примером таких проектов стало немецкое шоу “Тьма” и испанское под названием “Бумажный дом”. Стоит отметить, что последний является самым популярным сериалом Netflix не на английском языке. Из-за такого успеха компания даже думала над тем, чтобы сделать англоязычную версию, однако вскоре передумала. Связано это с тем, что выход ремейка на английском уменьшил бы ценность испанского шоу в мире. Криминальная драма рассказывает об амбициозном ограблении и включает в себя 15 серий. Новые эпизоды выйдут уже в 2019-м. В чем отличие контента от Netflix? Обычно у телеканалов есть цель - сохранение конкретного престижа. Поэтому, к примеру, HBO всегда старается делать сериалы для получения титулов и наград, а также одобрения критиков. Что в этом случае делает Netflix? Какой подход у нее? Сарандос ответил крайне ясно: “Мы не хотим, что наши шоу делали тренд, или чтобы наш бренд давал нам указания, какие проекты делать. Поэтому такого термина, как “шоу Netflix” - нет. Этот метод накладывает ограничения на людей, а наш принцип - персонификация”. Из-за персонализации компания постоянно нащупывает новые темы, актуальные для зрителей. Такими стали “13 причин почему”, а также “Конец ***ного мира”. Разумеется, успех последнего никто и не ждал. Более того, в сервисе прогнозировали провал сериала. Однако создательница “Конца” по имени Чарли Ковелл запустила очередное комедийное шоу - “Kaos”, которое выражает новый взгляд на мифологию Древней греции. Как Netflix пользуется данными? Как раз ситуация с “Концом ***ного мира” показывает, что для сервиса стоит на первом место: цифры или нет. Сарандос говорит, что данные должны учитываться очень осторожно, ведь в противном случае можно зациклиться на цифрах и начать ходить по кругу. Данные могут говорить, что уже было сделано, однако не должны указывать на то, что будет дальше. Поэтому вердикт о запуске новых сериалов выносится на 70% из расчета интуиции, и на 30% из расчета данных. Ранее мы уже писали о “блоках по вкусам”, которые позволяют компании лучше понимать своего зрителя. Вместо нескольких очевидных групп, в которые попадают подписчики, вроде возраста, пола, страны проживания и т.д., медиакорпорация пользуется около 2-мя тысячами подобных блоков. Информация о просмотренных проектах дает намного больше данных о подписчике, нежели его пол или возраст. Что примечательно, вкусовых блоки имеют динамичную конструкцию, что позволяет отслеживать изменения во вкусах пользователя. Каким образом принимаются решения о закрытии проектов? Как показывает статистика, примерно 2 из 10 сериалов, запущенных от имени Netflix, закрываются после первого сезона. Порой на решение о закрытии не способна повлиять даже положительная рецензия от авторитетного источника. Так, например, случилось с “Взрывной штучкой”, которой Rotten Tomatoes присвоил “97% свежести”, однако количество зрителей было не таким, как ожидалось. Сам директор по контенту был поклонником этого проекта, но сказал: “Мы создаем сериалы в первую очередь для зрителей, а не для себя. А это значит, что порой мы избавляемся от шоу, которые нам очень нравятся”. Удивительно также то, что компания обращает внимание не только на количество зрителей, но и на то, как именно его смотрели. Тут используется термин “выживаемость”. Если вы начали смотреть проект, однако уже спустя пару серий бросили эту затею, это означает, что “выживаемость” шоу - ниже среднего. Примером такого расклада стала шоу “Сплошной отстой”. Какой проект Netflix смотрят больше всего? Такие данные стриминговый гигант не разглашает. Поэтому утверждать о том, что “Очень странные дела” - это самое просматриваемое шоу, было бы неправильно. Нужно учитывать тот факт, что с одного аккаунта сериал может смотреть сразу несколько человек. Сарандос считает, что аудитория Netflix по факту составляет примерно 300 миллионов человек. А это значит, что самый успешный сериал вполне может иметь 40-50 миллионов поклонников. Источник: КиноПоискНовый мировой лидер. Netflix
Связанные с новостью телеканалы:
Обсуждение данной новости: